QUAD ERAT DEMONSTRANDUM* ИЛИ КАК АТОМНАЯ НАУКА
ПОМОГЛА РАСКРЫТЬ ПРИЧИНУ ЗАГАДОЧНОЙ СМЕРТИ В.А.МОЦАРТА

28 января 2006 г. весь мир широко и торжественно отметил 250-летие со дня рождения великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Год, объявленный ЮНЕСКО годом Моцарта, канул в Лету. В связи с этой знаменательной датой таинственные обстоятельства смерти композитора побуждают исследователей заново возвращаться кдокументам, фактам и преданиям давно минувших лет.
Вернемся и мы на 200 с лишним лет назад в Вену. Берлинский «Музыкальный еженедельник» от 12 декабря 1791 г. писал: «Моцарт скончался. Он вернулся домой из Праги больным и стой поры слабел, чах с каждым днем: полагали, что у него водянка. Он умер в Вене в возрасте 35 лет в конце прошлой недели. Так как тело после смерти сильно распухло, предполагают также, что он был отравлен».
Единственным способом проверить в наше время версию об отравлении - помимо вскрытия гроба с телом маэстро, которого нет и в помине, - мог бы стать анализ волос, которые были сбриты с головы композитора в ночь после его кончины...

НЕМНОГО ИСТОРИИ. По преданию, прядь этих волос стала собственностью графа Дейма-Mюллера, который снимал посмертную маску с лица покойного Вольфганга Моцарта. Затем, с уходом графа в мир иной, она, эта прядь волос, перешла вместе с галереей и кабинетом великого маэстро, его восковой фигурой, посмертной маской, портретами Моцарта и рядом его реликвий к его вдове графине Терезии Дейм, урожденной Брунсвик.
Далее судьба предметов из кабинета графа Дейма-Мюллера, связанных с великим композитором Австрии, теряется в пыли веков.
После второй мировой войны посмертная маска Моцарта попадает к венскому скульптору и пластику-документалисту Вилли Кауэру и в течение почти 60 лет не находит признания у официального Моцартеу-ма (г. Зальцбург), как будто на посмертной маске В. Моцарта лежит проклятие. А несколько волос из пряди волос маэстро, которой владела эмигрантка первой волны Вера Лурье (ФРГ, Вильмерсдорф, Западный Берлин), были привезены для исследования в Россию.
Итак, в нашем распоряжении оказалось несколько волос именно из этой пряди Вольфганга Амадея Моцарта, срезанной в день смерти 5 декабря 1791 г. графом Деймом-Мюл-лером. Белокурые с чуть рыжеватым отливом волосы, мягкие на ощупь.
Известно, что волосы превосходно подходят для измерения содержания ртути в человеческом теле, поскольку этот яд, попадая внутрь человека, выталкивается его организмом в волосы. Напомним, что для проведения современного анализа вместо нескольких граммов, то есть примерно тысячи волос, для исследования нам было достаточно нескольких волос, более того, можно было ограничиться всего одним из них.
Объединив усилия энтузиастов-физиков и взяв на вооружение нейт-ронно-активационный метод для выявления концентрации ртути в пряди маэстро, мы протестировали три волоска из его локонов.
Как известно, данный метод используется для определения содержания интересующего вещества, наличие которого определяется в микрограммах. В данном случае - наличие элемента Нд (ртуть) в волоске маэстро, причем сегментный анализ позволит точно определить даты абсорбции всех доз яда, поскольку известна дата, когда был сбрит волосок.
Для исследования волос запаивался в кварцевую ампулу, которая на определенное время помещалась в активную зону реактора ВВР-10 и подвергалась бомбардировке потоком ядерных частиц для активации примеси ртути. После этого ампула с волосками извлекалась из реактора, волосок делился на пятимиллиметровые сегменты, с которыми проводились стандартные измерения активности.
По ходу этого необычного эксперимента у нас возникла масса вопросов. Во-первых, может ли ртуть попасть в человеческие волосы из какого-либо внешнего источника? Во-вторых, нельзя исключить, что Моцарт мог употреблять какую-нибудь мазь или препарат, содержащие ртуть для лечения сифилиса? Или же, наконец, не мог ли яд накопиться естественным образом в волосах за долгие годы, разделяющие смерть Моцарта и нынешнее тестирование пряди волос композитора в одном из государственных научных центров Российской Федерации? Можно ли получить схожую картину?
С этим вопросом мы обратились к академику РАЕН Александру Порт-нову, который развеял наши сомнения:
- Нет, это исключено. Впитанная извне ртуть ведет себя совершенно по-иному. В этом случае яд должен отложиться в самом теле волоса, следовательно, проникнуть через его корень, то есть обязательно выйдти из организма человека. Если отравление происходило постепенно под воздействием среды (например, яд содержался в каком-то предмете, находящемся в комнате отравленного, или в воде, которую тот ежедневно пил), тогда анализ показал бы скорее постоянную долю яда в каждом сегменте волоса, что графически будет отражено прямой линией. Если же ртуть попадала в организм большими дозами через более или менее равномерные промежутки времени, на диаграмма обязательно будут отражены пики и спады...
Таким образом, если построенный по результатам исследования график содержания ртути в волосках из пряди композитора Моцарта даст кривую с максимумами и минимумами содержания ртути, то подтвердится версия отравления ртутью маэстро, которую выдвинул и обосновал триумвират врачей их Германии - Иоханнес Даль-хов, Дитер Кернер и Гунтер Дуда.
Теперь коротко о смертельной болезни Вольфганга Амадея Моцарта. В конечном счете, остается одна «почечная симптоматика». Причем предстоит определить, умер ли композитор в результате ртутного нефроза или от инфекционного хронического нефрита, то есть сморщенной почки. Если отбросить в сторону специфические симптомы, то все говорит за нефроз в результате приема сулемы: с одной стороны - предчувствия в отравлении самого Моцарта, которые он открыто высказывал, и с другой - утверждение, что он «уже на языке чувствовал горький привкус смерти», не говоря о слухах об отравлении, ходивших по Вене. Отравление сулемой - HgCI2 -(здесь доза ниже 0,2 г) в продро-ме сублиматного нефроза внешне проявляется, прежде всего, через депрессии и тремор (mercuralis) - симптомы, выявленные у Моцарта однозначно. Об этом же говорит типичный привкус Liquor mercurii (ртутная настойка, лечебный препарат. - Примеч. авт.), ощущавшийся композитором еще в июне 1791 г. Наконец, при превышении дозировки все это приводит к лихорадке и экзантеме (что отмечалось во время его пребывания в Праге в августе-сентябре 1791 г., когда маэстро периодически терял сознание).
В результате сублиматный нефроз (если доза постоянно повышается и нефроз хронифицируется) приводит к полиурии, затем к анурии и заканчивается летальной уремией (смертельное отравление мочой). Действие на центральную нервную систему при этом выражается в тошноте, рвоте и судорогах. Все другие симптомы (достоверные) ,которые проявились у Моцарта, вписываются в общую картину сублиматного нефроза.
За последние шесть месяцев жизни Вольфганг Амадей Моцарт пережил три приступа острого отравления: август - начало сентября (15.08.1791 -07.09.1791), середина ноября (15-20.11.1791) и конец ноября - начало декабря (28.11.1791 -04.12.1791).
Сопоставляя даты приема яда, вычисленные поданным суточного прироста волос, и ежедневные описания признаков болезни последних месяцев жизни композитора из разных источников, можно будет реконструировать день за днем историю преступления. Невероятно, но в таком случае можно было представить фактическое доказательство того, как был убит Моцарт. Или же, наоборот, нейтронно-активационный анализ сможет опровергнуть эту версию. Теперь нам не доставало только вещественных улик. Анализ мог показать постоянное содержание ртути в различных сегментах одного и того же волоска, а это означало бы, что Моцарт не был преднамеренно отравлен, напротив, ртуть в его организм поступала ежедневно, может быть, из питьевой воды или же из какого-нибудь внешнего источника, например из ковров или портьер, находившихся в его кабинете. А если содержание ртути в каком-то волосе не будет повышенным, то один из двух тестов произведен на волоске, случайно выпадающем из ряда. Подобные результаты только подорвут версию о намеренном отравлении.
Волосы композитора, доставшиеся нам для исследования по сути от графа Дейма-Мюллера, идеально подходили для подобного нейтронно-активационного анализа в одном из известных атомных научных центров, ибо они были не острижены, а сбриты под корень в день смерти Моцарта. Вот почему их сегментный анализ можно провести с точностью до одного дня, что позволит определить даты абсорбции всех доз яда. Известно, что волосы растут с постоянной скоростью 0,35 мм в день, то есть около 1,0-1,5 см в месяц. Следовательно, за шесть или семь месяцев они могут вырасти максимум до 9-10 см (волосы из пряди маэстро как раз были нужной длины: от 9 до 15 см).
В момент кончины Моцарта его волосы, а следовательно, и тело, должны были содержать «необычайно высокую» дозу яда. А сколько точно - можно было узнать с помощью методологии, разработанной и применяемой физиками-ядерщиками уже не одни десяток лет. Итак, «нейтронщики», получив задание, взялись за дело. Волоски, порезанные на сегменты длиной в полсантиметра, были помещены в кварцевые ампулы и транспортированы в ядерный реактор, где подверглись термическому нейтронному облучению. Эти волоски прошли в общей сложности несколько десятков операций.

Моцарт. Геннадий Смолин

Вторичная эмиссия волосков была измерена дозиметрической установкой для последующего определения содержания в них ртути. Протестированные волоски дали великолепную и ожидаемую картину. Полученные результаты для более длинного волоска были отображены графически в виде кривой, пики которой соответствовали содержанию ртути от 30 до 75 г на тонну живого веса, то есть в 600 раз выше нормы!
Графическая кривая, вычерченная по полученным данным, показывает, что яд, убивший Моцарта, попадал в его организм не из внешнего источника. Перед нами была предельно ясная картина ртутного отравления маэстро, как если бы она перекочевала к нам со страниц учебника по криминалистике. Не оставалось ни малейшего сомнения в том, что кто-то давал яд Моцарту периодически и внушительными, но не смертельными дозами. Именно так должен был действовать убийца, который хотел бы замести следы преступления, то есть регулярно подсыпать дозы яда, заведомо недостаточные, чтобы убить сразу, в надежде, что симптомы, проявляющиеся у жертвы, будут приписаны какой-либо иной причине. Это был классический метод. И он срабатывал... на протяжении 200 лет.
Однако продолжим изложение нашего исследования. Мы подкрепили свою диаграмму симптомами заболевания Моцарта из разных источников: родных, близких, коллег и знакомых. На ней были отмечены все даты и соответствующие этим датам симптомы, которые наблюдали у Моцарта его жена Констанция, биографы, коллеги, лечащие врачи Клоссет и Саллаба, а также мнения других очевидцев. Скрепив вместе несколько листов бумаги, мы получили так называемый сводный график, к которому была добавлена линия-хроника, представляющая шесть последних месяцев жизни великого маэстро.
Мы сравнили высокие и низкие точки сегментной кривой с собственным графиком тех моментов острого отравления и последующей ремиссии, когда яд не давался. Причем моменты острого отравления и ремиссии у маэстро, согласно тестам и данным «классической литературы», были похожи как близнецы-братья.
Например, в октябре 1791 г. характер болезни Вольфганга Амадея Моцарта несколько меняется, самочувствие композитора - удовлетворительное. Об этом он сообщает в письме Констанции, что впервые хорошо выспался и чувствует некоторое улучшение. А 18 ноября он последний раз появляется в обществе после того, как продирижировал исполнение своей небольшой масонской кантаты - лебединой песни -на освящении храма. С 20 ноября по 5 декабря 1791 г. наступает агония, которая длится до дня смерти, то есть около двух недель. Тут дозы яда были явно завышены.

Моцарт. Геннадий Смолин

Итак, результаты тестирования волос великого композитора совпали с медицинскими показаниями и полностью соответствуют версии об отравлении маэстро.
Не исключено, что кто-то сообщит нам об еще одной пряди волос Моцарта, и мы протестируем и эту реликвию маэстро. Ведь в то далекое время презентовать свои локоны было таким же распространенным явлением, как сегодня давать автограф. Кстати, мы сделали запрос в зальцбургский Моцартеум, где с начала 2006 г. демонстрируется еще одна прядь волос великого композитора.
Дискуссия о причинах смерти Вольфганга Амадея Моцарта ведется уже два столетия. Видимо, настало время сообщить общественности об итогах проделанной нами работы.

ПОСТФАКТУМ. В январе 2006 г. в российском журнале «Вокруг света» была напечатана статья Геннадия Смолина. В ней писатель и инженер-физик предложил свою версию об отравлении Моцарта, которая зиждилась на выводах современных немецких музыковедов и ученых-медиков Гунтера Дуды, Дитера Кернера и Вольфганга Риттера. Писатель собрал обширный материал о жизни и обстоятельствах смерти великого композитора и написал книгу. В этом году Геннадий Смолин ожидает выхода из печати книги «Моцарт» в одном московском издательстве. Геннадий Смолин, занимавшийся в течение многих лет изучением моцартовского времени, в 1991 г. познакомился с опубликованными в связи с 200-летием со дня смерти великого австрийского композитора Вольфганга Моцарта книгами ученых-медиков Гунтера Дуды, Дитера Кернера и Вольфганга Риттера. Тогда его поразили многие несуразности и несоответствия течения болезни Моцарта, его неожиданной кончины и странных скоропалительных похорон, в результате которых могила маэстро была утеряна.
Немаловажным является и то обстоятельство, что театральные врачи Моцарта Матиас фон Саллаба и Николас Клоссет не пришли к согласию о причинах смерти, назвав посмертный диагноз «острой про-совидной лихорадкой».

Николай ЗАХАРОВ, ведущий инженер, кандидат химических наук;
Геннадий СМОЛИН, писатель и публицист
Бюллетень по атомной энергии № 8/2007

Используются технологии uCoz